Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

КУЛЬТФРОНТ
11.08.2012
Рождение Европы. Часть 2
Тереса Куэнса Кабаньяс
За полтысячелетия до начала формирования культуры Эртебёлле-Эллербек стал иметь место феномен совершенно другого происхождения. С территории Балкан, древней родины культуры Винча, имевшей отдаленные ближневосточные корни, начали мигрировать на север небольшие группы земледельцев. Практикуя земледелие на очищенных от леса  путем корчевки  территориях и быстро покидая истощенные земли, эти маленькие общины людей средиземноморской расы  постепенно проникали в Центральную Европу,  двигаясь по  течению рек. Мирные и безоружные люди, они несли с собой обычай погребения в согнутом состоянии и систему верований, в которой материнское и коллективистское начало играло основную роль. Речь идет о культуре ленточно-линейной керамики или Дунайской культуре. Ее распространение на север привело к соприкосновению с мезолитическим населением Центральной Европы на юге северной равнины. Эти контакты имели своим следствием  взаимный культурный прогресс и формирование культур наподобие культуры Россен,  в рамках которой, традиции охотников и воинов сочетались с новыми, принесенными южными колонизаторами, и в которой, в отличие от других подобных случаев, господствовал этнический нордический элемент.

    Столкновение между двумя расширяющимися культурами, одной воинственной, Эртебёлле-Эллербек, и другой мирной, Дунайской, было столь же неизбежным, как и предсказуем был результат. Если сначала путешественники по рекам  из Эртебёлле-Эллербек торговали, грабили и заставляли платить дань общины, принадлежавшие культуре ленточно-линейной керамики, то затем последовала длительная эпоха распространения и покорения in situ. Общество, которому уже была знакома прочная внутренняя иерархия, отыскало надежный путь установления социального и политического господства над земледельческими общинами, которое мы вместе с К. Х. Бетчером могли бы назвать феодальным. И этот процесс привел к формированию того, что Мария Гимбутас назвала «культурой воронковидных кубков». Эта культура появляется около 4300 г. до н.э., демонстрируя весьма гомогенные черты. Территорию ее распространения можно проследить на карте 4. Указанные даты показывают, что первыми ее составили северные и восточные группы, но формирование остального пространства последовало незамедлительно и одновременно. В настоящее время между специалистами не существует разногласий касательно того, что именно под военным давлением северных групп произошло образование этой культуры (Беттчер 2000, 151-3) и что это единство, без сомнения, упрочилось при распространении тесно связанного между собой господствующего слоя, использовавшего речное судоходство  как путь к завоеванию и налаживанию отношений.

    Существует определенная тенденция переоценивать вклад юго-восточных земледельцев в формирование культуры воронковидных кубков, или ТВК, например, Беттчер пишет (2000, 147): «Тем не менее, становится все более очевидным, что эта культура носила смешанный характер  и была составлена из различных компонентов. Так, не существует единого погребального обряда для всей ТВК. Погребальный обряд зависит от региона. Погребения в соответствии с обычаем охотников, на спине, перемежаются с теми, которые соответствуют обычаю земледельцев, то есть, в согнутом положении. Это указывает также, что население не было однородным. Тем не менее, культура в своей целокупности демонстрирует удивительное единообразие (…). Несмотря на свою разноликость, эта культура обязана своим единообразием, без какого либо сомнения, творческой энергии господствующего слоя, распространившего свою  деятельность на обширнейших пространствах». Наряду со всем этим, в культуре воронковидных кубков исчез всякий след матриархата, коллективизма и связанных с почитанием женщины представлений,  присущих культуре ленточно-линейной керамики. С другой стороны, погребения в согнутом виде соответствуют группе Баальберга, где направление было строго распределено  для мужчин и женщин, что было неизвестно Дунайской культуре. Именно утвердившиеся духовные и идеологические представления Севера придали такой оттенок культуре воронковидных кубков, также как и культурам, бывшим ее наследницами.

    Именно в этих политических и культурных рамках говорят о том, что науке последних двух столетий известно как индоевропейский язык. Со всей вероятностью, он почти не отличался от языка, на котором говорили люди, принадлежавшие к культуре Эртебёлле-Эллербек, но именно за 1500 лет, которые понадобились для становления культуры воронкообразных кубков, сформировались язык и многие из тех лингвистических и социокультурных черт, которые удалось открыть и реконструировать (4).

    Одним из самых впечатляющих проявлений ТВК является погребальная мегалитическая архитектура, свидетельствующая о прочных аристократических традициях и оседлом образе жизни аристократических родов. Другим элементом, характеризующим культуру, является керамика, которая «… развиваясь от незамысловатой формы воронковидных кубков, достигает пределов красоты и рациональности (…) северной керамике абсолютно чужда чистая украшательность. Все линии подчеркивают строение сосудов, швы и разделения». Гюнтер противопоставляет «роскошное изобилие орнаментальных форм ленточной керамики», в которой находит выражение южная чувственность представителей дунайской культуры, тяге северян к «мощным геометрическим формам, к формам, определяемым духом сдержанности и умеренности» (Ромуальди 2002, 42). Эта культура соответствует тому образу, который палеолингвистика начертила для материальной культуры индоевропейской  Urheimat: скотоводство и сельское хозяйство, металл, колесницы, лодки, боевые топоры, укрепления и следы строго иерархического общества. Также и ее природное окружение, флора и фауна, соответствует тому же самому образу: угорь, бобр, волк, жаворонок, …, также как тис, береза, вяз и т.д. (Годри 1999, 149-52). Именно из этого же сердца континента выйдут потомки индоевропейцев, благодаря которым Запад обретет свое глубочайшее единство.

    На протяжении IV и III тысячелетий культура воронковидных кубков трансформировалась в  культуры, в которых скотоводческий элемент превосходит по важности земледельческий. Первая из этих культур известна как культура Баден, распространившаяся на все Подунавье. Чуть позже возникла культура шаровидных амфор, которая распространилась от равнины на севере Европы до Украины. Затем, около 2800 г. до н. э., оставшаяся территория, занятая поздней ТВК, и часть территории культуры шаровидных амфор, постепенно перейдет к культуре шнуровой керамики, представителям которой был присущ воинственный дух  и которая распространилась глубоко на восток, где на степной территории встретится с культурой погребений с охрой, наследницей Днепровско-Донской культуры. Благодаря этому столкновению  произойдет выделение индоиранского этноса. Ей присущи керамика, украшения оттисками шнура, техника, уже известная по культурам, взявшим начало от ТВК, и gj культуре шаровидных амфор, также как боевые топоры и погребальный обряд, повторяющий тип группы Баальберга из ТВК: мужчины в согнутом положении  направо, а женщины – налево. Этой культуре по всей огромной территории ее распространения присуща чрезвычайная этническая однородность нордического типа. Именно этот тип можно выделить в качестве доминирующего в высших слоях различных индоевропейских народов  (Гюнтер 1936; Килиан 1988, 121-53; Годри 1999, 165-8; Ромуальди 2002, 105-34, 176 примеч. 59). Эти воины-крестьяне, вооруженные боевыми топорами, сыграли ключевую роль в первом главном движении  заселения индоевропейцами нашего континента. Формирование этих культур послужило прологом к образованию первых индоевропейских центров на территории Средиземноморья и Южной Азии. Впоследствии, на рубеже II  и I тыс. до н. э., с экспансией культуры полей погребальных урн процесс индоевропеизации нашего континента достигнет завершения.

Тереса  Куэнса Кабаньяс, перевод с испанского Андрея Игнатьева

    Окончание следует…


Комментарии 0